Храм нашей веры и спасения
Солнечный храм от нас, живущих на земле.

Алатырская исправительно-трудовая колония №1 НКВД Чувашской АССР была в советское время одной из самых засекреченных. Образована в 1928-30 гг. на 24-м километре Сурско-Люльской железнодорожной ветки и просуществовала до 1964 года. Специализировалась на лесозаготовках и изготовлении продукции из дерева. Здесь покоится прах десятков тысяч невинно убиенных, умученных непосильным трудом и условиями содержания людей разных сословий, вероисповедания и национальностей. Горечь и бесконечная надежда на Божий промысел поселилась в сердцах этих людей. Изгнанные, бесправные, истощенные непосильным трудом, с клеймом в судьбе -"спецпереселенец", "неблагонадежный", " враг народа". Отсутствие тёплых вещей и обуви, невыносимый холод, неприспособленное для проживания жильё, выполнение "производственных" нормативов было для людей настоящей трагедией. В день на кладбище вывозили от 40-50 трупов. Самой трудной была зима 1941-42 г. Почти все священники, находившиеся в колонии, погибли той зимой. В гробах не хоронили -- сбрасывали в ров или просто закапывали в ямы, складывая друг на друга. Пройдёшь несколько шагов в глубину леса -- шагнешь на лагерное кладбище. В то время, когда сохранить жизнь можно было только, отрекаясь от веры, многие священники мужественно продолжали служить, и об этом нужно помнить. Вот и я не забываю рассказ деда о нашей родственнице, преподобномученице игуменье Тамаре Сатси и двух монахинях, расстрелянных за веру 1 мая 1942 года в лесу возле посёлка Первомайский. Оттого с сыном и помощниками строим храм на марийской земле в память о всех погибших за Христа в годы гонений.

Дом Божий в Волжске решили строить деревянный, как церковь в честь Космы и Дамиана, возведенную в 1745 году и закрытую в Мамасево советской властью. В результате нашей работы за три года построены часовенка, трапезная, установлены колокольня, детская площадка, небольшой спортивный комплекс. Совсем недавно закладка фундамента и закупка древесины казались делом практически невозможным, но мы молимся и верим, а молитва -- великая сила, преодолевающая все невзгоды. Так, прошлой осенью с помощью благотворителей залили фундамент, а сегодня - 200 кубов древесины диаметром 30 см из Кокшайского лесничества, благодаря предпринимателям из Йошкар-Олы, уже доставлены в специализированное предприятие "КСК Цивиль" в Чувашской республике для изготовления сруба. Возвести храм невозможно без вас, наши добрые помощники. С просьбой о помощи в строительстве обратились к Главе Марий Эл Юрию Зайцеву. Ответ пришёл незамедлительно. Юрий Викторович ознакомился с информацией, которую по крупицам собирали о святой Тамаре, и принял решение сделать 40-процентную скидку на древесину. Министр природных ресурсов Алексей Кисилев провёл встречу с арендаторами лесных участков, осуществляющих заготовку древесины на территории Кокшайского лесничества и договорился о продаже зимнего срубового леса по цене ниже рыночной. И вот уже бригада рубщиков из Цивильска под руководством Владислава Карзанова приступила к работе, по окончанию которой сруб разберут, промаркируют, привезут в Волжск и произведут монтаж на территории будущего храма.

За работу рубщикам необходимо заплатить 2 200 000 рублей. Друзья, давайте вместе внесём посильную лепту и уже этим летом поднимется в Мамасево Божие творение и дело рук искусных мастеров. Большое спасибо за помощь Главе Марий Эл Юрию Зайцеву и его заместителю Дмитрию Троицкому, сенатору Российской Федерации Константину Косачеву, руководителю Федерального агентства лесного хозяйства Ивану Советникову, министру природных ресурсов Марий Эл Алексею Кисилеву и всём добрым людям, участвующим в благом деле. Дай вам Бог здоровья, мира и благоденствия. Любуюсь ровными смолистыми сосновыми брёвнами, впитавшими солнечное тепло, и думаю, что храм из них будет достойным подарком мученикам за веру от всех нас, живущих на земле. Ольга Лабутова, член Союза журналистов России.

В память о тех, кто молился за нас.

Когда-то, будучи маленькой девочкой, сидела возле любимого деда и записывала запавший в душу удивительный рассказ о нашей родственнице Тамаре, игуменье Чебоксарского монастыря. Тогда не сомневалась, что это — очень важная информация, она пригодится мне в дальнейшем, когда буду писать книгу о матушке. К сожалению, дед знал о ней немного и я переживала из-за нехватки материала — так хотела увековечить память о преподобномученице. Могла ли я тогда предположить, что через полвека напишу книгу и буду участвовать в строительстве Дома Божьего? Тогда ещё не знала, что Бог всегда доводит дело до конца. Мудрый план реализуется в нашей жизни шаг за шагом, приводя нас к вере, зрелости и силе. Дед дал мне путеводную нить, с которой искала матушку долгие годы и всё же вернула её из забвения. Божиим промыслом в год 80-летия со дня гибели святой Тамары с помощью православных заложили фундамент, а в него — капсулу с памятной грамотой для потомков.
Преподобная сохранила и передала для нового храма не только чудотворную икону Богородицы, но и эстафету добра, которому не будет конца. Вместе с вами, наши добрые помощники, мы возрождаем храм в Мамасево, прославляем Бога и делаем мир светлее и радостнее. В новый храм придут наши потомки и будут знать, что он построен в память о тех, кто ценой своей жизни молился за нас и за наше с вами будущее.
Ольга Лабутова
.
Семейное древо.

Подошла к концу кропотливая работа с Государственными архивами, в результате которой узнали много нового из жизни наших предков, среди которых — преподобномученица игуменья Тамара, причисленная к лику святых 12 октября 2007 года. Уверены, что именно она удивительным образом помогает нам в исследовательской работе. Так, недавно познакомились со священником из Эстонии о. Даниилом, предоставившим нам уникальные фото и метрические книги. Из них узнали о нашем эстонском семейном древе начала 19 века. Во главе его — Тыдрик (1792) и Анна (1806) Сатси, которые родили Георгия, Елизавету и Анну. У Георгия было 5 сыновей и дочь Мария (будущая преподобномученица), а его сестра Анна родила Елизавету Юрьевну Пунтс, которая впоследствии стала матерью моей бабушки Анны. Параллельно отправляли запросы в Государственные архивы Нижегородской области и Чувашской республики — искали сведения о муже моей прабабушки Максиме Васильевиче Феоктистове, пытаясь понять, почему двоюродная сестра Марии Сатси Елизавета приехала из Эстонии в Нижегородскую область и выяснили. Из архивных фондов ГКУ ГАНО г.Арзамаса (директор А.А. Гурьянов) поступили сведения о раскулачивании М.В. Феоктистова и его семьи — жителей села Наваты Языковской волости. Имеется опись имущества, в именном списке лиц, лишенных избирательных прав в марте 1930 года значатся бывший торговец М.В. Феоктистов 1869 г.р. и его жена Елизавета. Позднее мы получили дело о восстановлении в избирательных правах моего прадеда, где есть его письмо председателю ЦИК СССР М.И. Калинину. Из письма 1934 года узнали, что Максим Васильевич находился на службе в должности лесничего в бывшем Алгашинском лесничестве с 1905 по 1925 годы. И его отец Василий служил сторожем государственных лесов 30 лет. В 1901 году Максима призвали в армию, в 1914 — мобилизовали на русско-германскую империалистическую войну. Воевал в Австрии, где и познакомился с будущей женой эстонкой Елизаветой. Когда вернулся домой, встал на учёт в Языковский военкомат и продолжил службу лесничим.
Открываются архивы, возвращаются из небытия имена родных и близких, и это правильно — мы не должны забывать свои "корни", без них не сможем крепко стоять на земле.
Ольга Лабутова.

Храм нашей веры и спасения.

Три года прошло с тех пор, как мы с сыном начали строить храм Владимирской иконы Божией Матери в городе Волжске. А началось все в далёком детстве, когда мой дед Лабутов Дмитрий Петрович рассказал о тете моей бабушки, игуменье Владимирского монастыря в Чебоксарах, расстрелянной в Алатырской колонии 1 мая 1942 года. Он сообщил важные сведения о ее семье, аресте, захоронении. Для меня, тогда 12-летней девочки, этот рассказ стал большим потрясением, и я пообещала, что когда вырасту и стану журналистом, то напишу книгу о матушке, возможно, в память о ней построю церковь. В ночь перед арестом игуменья отлучилась в сад и что-то там закопала — лопата была в земле.

Долгие годы я пыталась разгадать тайну и видела удивительные сны: женщину в черном одеянии, похожую на бабушку и зовущую в дом, старинный холст на месте тайника, две иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Владимирская. Прошли десятилетия. Вырос мой сын и стал помощником в поиске информации о матушке. После обращения в Ульяновский архив мы выяснили, что настоятельницей монастыря в Чебоксарах была преподобномученица игуменья Тамара Сатси, причисленная к собору новомучеников и исповедников Российских 12 октября 2007 года. Зимними вечерами молилась и писала книгу "Возрождение" об истории нашей семьи, где предположила, что игуменья спрятала от поругания дорогую для нее икону Богородицы. После издания книги догадка подтвердилась — преподобная Тамара нам с братом во сне указала тайник, поэтому в день ее памяти 1 мая 2019 года поехали в деревню Наваты Нижегородской области и на месте разрушенного дома нашли старинную ризу от иконы Богородицы "Умиление", перед которой молился Серафим Саровский в Зеленогорском монастыре. Матушка дала мне знать, что икона — чудотворная, у Пречистой Девы будут просить помощи все страждущие и она не откажет. Так и случилось. Сколько удивительных моментов и благодати даровала Царица Небесная нам и добрым помощникам в строительстве храма. К примеру, за 4 года у бездетных пар родились более 20 малышей.

Божиим Промыслом, спустя 80 лет после закрытия церкви в Мамасево, именно нам с сыном суждено возродить в этом месте, указанном святой Тамарой, прекрасный храм Богородицы в стиле деревянного зодчества по проекту архитектора Николая Васнецова. Сегодня это Божие творение и дело рук умелых мастеров, словно пламенеющая свеча, устремился в небесную высь. Люди, давайте всем миром поможем в благом деле возрождения. Сейчас надо собрать 1 млн рублей, чтобы рассчитаться за купола и кресты и увидим, как засияет неземным светом храм нашей веры и спасения.
Ольга Лабутова.

Живи, храм.

Три года прошло с тех пор, как мы с сыном начали строить храм Владимирской иконы Божией Матери в городе Волжске. А началось все в далёком детстве, когда мой дед Лабутов Дмитрий Петрович рассказал о тете моей бабушки, игуменье Владимирского монастыря в Чебоксарах, расстрелянной в Алатырской колонии 1 мая 1942 года. Он сообщил важные сведения о ее семье, аресте, захоронении. Для меня, тогда 12-летней девочки, этот рассказ стал большим потрясением, и я пообещала, что когда вырасту и стану журналистом, то напишу книгу о матушке, возможно, в память о ней построю церковь. В ночь перед арестом игуменья отлучилась в сад и что-то там закопала — лопата была в земле.

Долгие годы я пыталась разгадать тайну и видела удивительные сны: женщину в черном одеянии, похожую на бабушку и зовущую в дом, старинный холст на месте тайника, две иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Владимирская. Прошли десятилетия. Вырос мой сын и стал помощником в поиске информации о матушке. После обращения в Ульяновский архив мы выяснили, что настоятельницей монастыря в Чебоксарах была преподобномученица игуменья Тамара Сатси, причисленная к собору новомучеников и исповедников Российских 12 октября 2007 года. Зимними вечерами молилась и писала книгу "Возрождение" об истории нашей семьи, где предположила, что игуменья спрятала от поругания дорогую для нее икону Богородицы. После издания книги догадка подтвердилась — преподобная Тамара нам с братом во сне указала тайник, поэтому в день ее памяти 1 мая 2019 года поехали в деревню Наваты Нижегородской области и на месте разрушенного дома нашли старинную ризу от иконы Богородицы "Умиление", перед которой молился Серафим Саровский в Зеленогорском монастыре. Матушка дала мне знать, что икона — чудотворная, у Пречистой Девы будут просить помощи все страждущие и она не откажет. Так и случилось. Сколько удивительных моментов и благодати даровала Царица Небесная нам и добрым помощникам в строительстве храма. К примеру, за 4 года у бездетных пар родились более 20 малышей.

Божиим Промыслом, спустя 80 лет после закрытия церкви в Мамасево, именно нам с сыном суждено возродить в этом месте, указанном святой Тамарой, прекрасный храм Богородицы в стиле деревянного зодчества по проекту архитектора Николая Васнецова. Сегодня это Божие творение и дело рук умелых мастеров, словно пламенеющая свеча, устремился в небесную высь. Люди, давайте всем миром поможем в благом деле возрождения. Сейчас надо собрать 1 млн рублей, чтобы рассчитаться за купола и кресты и увидим, как засияет неземным светом храм нашей веры и спасения.
Ольга Лабутова.

Сам Господь совершает чудеса.

Сегодня в нашу небольшую уютную церковь Владимирской иконы Божией Матери в городе Волжске приезжают помолиться гости из соседних республик — Татарстана и Чувашии. Они прикладываются к старинным образам, просят о наболевшем, а затем, вот радость, рассказывают о чудесах, случившихся в их жизни по молитвам к святым. "Всех радостей радость" называл Серафим Саровский икону Пресвятой Богородицы "Умиление". После молитв к ней совершалось огромное количество чудес. Случаются они и возле нашей святыни, переданной нам родственницей, преподобномученицей игуменьей Тамарой Сатси. Удивительно, что с тех пор, как мы нашли чудотворную в доме деда, у бездетных родителей по их вере родилось 25 малышей.

Немало святынь появилось в церкви за последние два года. Первыми были "Спас Нерукотворный" и "Иоанн Креститель", подаренные волжанами Алексеем и Александрой. Василий из Кужмары привез иконы Николая Чудотворца и Богородицы. Чудесным образом из Москвы прибыли старинные образы "Утоли мои печали", " Остробрамская", "Святой старец Серафим в лесном уединении совершает молитвенный подвиг". Более сотни икон передал храму Новоспасский монастырь, также пожертвовали братья из Раифы. Царица Небесная всячески помогает нам в благом деле строительства храма. В праздник Иверской иконы она явилась мне в видении сияющей, в белом одеянии. Как выяснила, икона называется "Воскрешающая Русь", одна из самых загадочных и чудесных современных икон Богородицы, пожелавшей поставить её образ в Дивеево справа от "Умиления". Спрятанные от поругания святыни на радость людям возвращаются в Дом Божий в Мамасево и это правильно. Прихожане с верой обращаются к святым, которые молятся за всех нас Богу и Господь совершает чудеса. Слава Богу за всё!
Ольга Лабутова.
Вера вечна!

На дворе -- весна, а в душе -- грусть, в начале мая 1942 года в колонии погибла за веру наша родственница, преподобномученица игуменья Тамара Сатси. Молюсь в часовне, построенной в память о святой в городе Волжске, и вспоминаю рассказ деда о монастыре на Владимирской горке в Чебоксарах. Там в далёком 1555 году святитель Казанский Гурий, прибыв на место основания города, совершил литургию и благословил жителей Владимирской иконой Божией Матери. В 1716 -ом была заложена Сретенская мужская пустынь с храмом в честь Владимирской иконы Божией Матери, а через два столетия туда пришли монахини, чтобы возродить святую обитель, пострадавшую от пожаров и разорения. Сегодня нет Владимирской пустыни, не сохранилось название монастыря и нет общины, которую возглавляла мать Тамара. Но в год 80-летия со дня её гибели, мы с помощниками заложили храм Владимирской иконы Божией Матери на марийской земле в память о мучениках, пострадавших за Христа в годы гонений. Читаю протокол ночного допроса от 27 июня 1941 года обвиняемой Егоровой (Сатси) Тамары Егоровны.

Вопрос: Скажите, в каком году, где и кто Вас постригал в монашество? Ответ: В монашество постригал меня по моему личному желанию в 1917 году июля 19 дня в Козьмодемьянском женском монастыре приехавший из города Казани наш благочинный архимандрит Сергий, которого в 1917 году за неподчинение Советской власти расстреляли красногвардейцы. Вопрос: В каком году Вы пошли в монастырь?
Ответ: В монастырь я пошла в 1888 году 12-летней девочкой. Вопрос: Расскажите, в каких монастырях Вы были и чем занимались. Ответ: Сначала я поступила в Казанский женский монастырь, где пробыла до 1896 года. В этом монастыре я была певчей, т. к. у меня был хороший голос -- тенор. Кроме этого занималась рукоделием -- строчила на машинке. Затем по собственному желанию переехала в Козьмодемьянский монастырь, где пробыла до 31 июля 1918 года. Там была письмоводительницей и кроме того пела в хоре. Потом по указу Казанской духовной консистории архимандрит Феодосий перевёл меня в Чебоксарскую женскую монашескую общину в качестве казначея. В 1920 году игуменья Арсения умерла и до 1924 года я, будучи казначеей монастыря, фактически исполняла обязанности игуменьи. В августе из Казани в Чебоксары приехал архиерей Афанасий и нашу общину назвал монастырем, а меня назначил игуменьей... Читала протокол допроса и представляла, как нелегко было матушке Тамаре руководить обителью в условиях морального давления со стороны властей. Против сестёр сфабриковали и передали в суд дело о порче монастырского сада, которым завладела садово-огородная школа, затем бывший священник Худов дал ложные показания об антисоветских высказываниях игуменьи Тамары. Суд приговорил её к 10 годам лишения свободы с отбытием наказания в Алатырской колонии Чувашской республики. Мужественная исповедница Веры Христовой пережила суровую военную зиму, когда в колонии происходили массовые смерти заключённых из-за голода и болезней. 1 мая игуменья Тамара с двумя монахинями были расстреляны за веру в лесу возле посёлка Первомайский. Накануне дня памяти святой мне приснился вещий сон -- человек в кожаной куртке направляет пистолет на мать Тамару, а она восклицает: "Бога не убьёшь! " Я поняла, что это были её последние слова, произнесённые перед расстрелом и обращённые к нам, живущим на земле. Вера вечна!
Ольга Лабутова.
Made on
Tilda